Каждое здание несет в себе элемент истории и символики. Особенно ценной в этом плане является здания прошлых столетий. Для Одессы знаковым в формировании образа города стал 19 век. Он вобрал в себя особенности классицизма, барокко, модерна и электрики. Особый интерес в этом плане представляют высшие учебные заведения. Они оформлялись, как правило, с использованием богатого архитектурного декора и различных символических атрибутов |
История Одесского национального медицинского университета начала свое развитие с открытия в 1817 г. Ришельевского лицея, там организовали отделения: физико-математическое, юридическое и институт восточных языков. В 1865 Ришельевский лицей официально преобразовали в университет. Таким образом в его составе функционировало 3 факультета: историко- философский, юридический и физико-математический. В 1890-х годах был построен архитектурный комплекс корпусов на Дворянской, включающий главный корпус и здание для физических и химических аудиторий. В 1900 году открыт медицинский факультет. С 1896 по 1900 гг. шло строительство анатомического театра и с 1889 по 1903 гг. - главного корпуса для теоретических кафедр и лабораторий. |
Боковые флигели венчают четыре фронтона, которые оформлены скульптурными композициями в виде двух грифонов, держащих факел. С древности эти мифические животные символизировали власть над воздухом и землей, соединение ума и силы, играли защитную роль. Факел олицетворял огонь, жизнь и свет разума. |
Центральный фронтон включает композицию, нестандартную в своем асимметричном решении. В правой части расположена древнегреческая ваза с венком из листьев лавра и пылающим огнем. Ваза всегда считалась символом здоровья, ассоциировалась с сосудом для снадобий и исцелением. В сочетании с огнем, олицетворявшим просвещение, жизнь и венком символом бессмертия она означает обретение целительной силы, здоровья с помощью просвещения. В левой части фронтона располагается ваза со свитками и книгой, а также глобус с ветвями лавра. Все это атрибуты науки: глобус в искусстве отражал идеи философии и гуманитарных наук, книга и свитки являются символами мудрости. |
Архитектурные элементы, украшающие большинство зданий Одессы - головы львов они несут защитную функцию. Так, вход в здание оформлен двумя масками львов. А каждое окно в характерном классическом стиле венчает замковый камень с пальметтой и головами львов с кольцом в зубах по краям. Лев с кольцом считался двойной защитой, так как круг означал вечность. |
На фасадах рельефно высечены фамилии известных ученых в области медицины: Тимирязев, Пашутин, Богомолец, Подвысоцкий, Дарвин, Мечников, Гамалея, Пастер, Заболотный, Павлов, Пирогов, Сеченов, Менделеев, Гиппократ, Кравков, Клод Бернар, Бах, Вериго, Ковалевский, Введенский, Ломоносов, Боткин, Ухтомский, Гарвей, Семашко, Эрисман. А на стенах анатомического театра в нишах установлены бюсты медиков- естествоиспытателей, увенчанные лавровыми венками, чтобы увековечить память о них. |
Пластика архитектурных элементов говорит о принадлежности здания, как к медицинскому, так и к научно-исследовательскому учреждению. Две скульптурные композиции в виде треножника со свернутой в клубок змеей указывают на медицину. Издревле змея считалась символом целительства, так как находилась в постоянном контакте с силами земли, вод, тьмы и загробного мира. Две змеи, обвивающие жезл Гермеса, стали символом гомеопатии. Именно это изображение мы видим в витраже на входной двери. В древности верили, что змеи научили людей врачеванию, благодаря знаниям о целебных травах. Эскулап, бог медицины, по легендам был научен омолаживать ими старых и воскрешать мертвых. |
Красиво смотрятся барельефы в виде пятиконечных звезд и ветвей лавра. Если лавр как вечнозеленое растение является символом вечной жизни, то пифагорейские звезды отражают пожелание здоровья. Сова на фоне свитков и ветвей лавра эта птица символизирует знания и эрудицию. В сочетании с остальными атрибутами это - символ учености и сохранения древних знаний. Второй тип оформления включает изображение шлема, меча и секиры. В целом, они символизируют полновластие всепроникающей мысли. Щит и меч в третьей композиции являются символом защиты разума. |
В 19 веке не было необходимости писать названия учреждений на входе, как это принято сегодня ввиду безликости архитектуры в целом. Пластика фасадов, символика элементов рассказывали не только о стиле и периоде строительства зданий, но и об их функциональной принадлежности. На службе у архитекторов была целая система знаков и символов, предназначенных для образованных людей, обучающихся в этих учебных заведениях. |