торговля всегда была витриной новаций, отражала изменения психологии социума, а не только потребления. именно поэтому реконцепция и реновация неизбежные этапы функционирования торговой недвижимости. uvt group имеет в своем портфеле проект успешной реновации - столичный «караван outlet», а сейчас воплощает торговый центр по ул. маршала малиновского, 12 на оболони и харьковский «караван». covid-19 подстегнул преобразование торговых пространств с учетом новых требований: многофункциональности гибкости, диджитализации и персонализации. какими должны стать обновленные трц, чтобы победить в конкурентной борьбе? |
Жизненным ядром городов с античности была рыночная площадь. Конечно, она выполняла еще целый спектр функций - от досуга до политики, от коммуникации до правосудия, но основной была все-таки торговая. В ХХ веке места обмена товарами, идеями и энергиями трансформировались в торгово-развлекательные центры. Сейчас мы очевидцы движения по спирали с уменьшением доли собственно коммерции и расширением социальных функций этих пространств, с более пристальным вниманием к гуманитарным вопросам. Это уже не вектор движения, это уже сбывшееся перерождение целой отрасли. Буквально на днях всемирное сообщество профессионалов торговой Недвижимости ICSC объявило о своем ребрендинге с целью отображения инноваций в отрасли. Ранее название организации ICSC расшифровывалось как International Council of Shopping Centers (Международный совет торговых центров). После ребрендинга аббревиатура ICSC звучит как Innovating Commerce Serving Communities (инновационная торговля на службе у сообществ). «Сейчас торговые центры - это не просто набор помещений под аренду магазинов. Это целая индустрия социальных пространств. Посетители приезжают в торговый центр не только за покупками. Современные ТРЦ стали главным местом досуга, развлечений, общения, работы, и даже вакцинации, как показывает наш последний опыт», - пояснил причину ребрендинга глава Украинского Совета Торговых Центров, глава национального комитета ISCS в Украине Максим Гаврюшин. |
КОРЕЙСКИЙ ПРИМЕР
СИНЕРГИИ РОЗНИЧНОЙ И ГОРОДСКОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ
Самым ярким и масштабным примером коммерчески успешной практики увеличения доли социальных пространств в ТРЦ является южнокорейский
Starfield COEX Mall в Сеуле (COEX: CO - convention,
EX - exhibition). Он был построен в 2000-м по проекту американской RTKL за 150 млн долларов инвестиций Корейской ассоциации международной торговли. Его площадь 154 тыс. кв. м, из которых 144 тыс. находятся на одном подземном этаже, что делает его самым крупным подземным ТРЦ в мире.
Со временем подземный ТРЦ терял популярность, трафик и продажи падали, арендаторы требовали снижения ставок. В 2014-м объявили реконцепцию, в ходе которой обновленный СОЕХ Mall соединили с двумя станциями метро. Созданный компанией
Gensler атриум центральной площади ТРЦ с концепцией «разворачивающегося неба» одержал победу в рамках ARCHITIZER 2016 A+ Awards в номинации
«Торговые центры».
«Мы подошли к проекту с четким представлением об урбанизме. СОЕХ был не торговым центром, но частью городской инфраструктуры. Нам нужно было разработать новую идентичность района, в котором не хватало разнообразия», - так описывали проект архитекторы.
Однако для возвращения покупателей в торговое подземелье нового двухэтажного стеклянного павильона с атриумом было мало. ТРЦ передали в управление Shinsegae Group, которая в 2017 г. пошла на смелый шаг - отвела почти 3 тыс. кв. м площади молла, а именно тот самый новый стеклянный павильон, под некоммерческую функцию. Теперь здесь расположена бесплатная библиотека Starfield Library на 50 тыс. книг, сотни журналов, плюс электронные книги. Библиотека стала одной из самых инстаграмных локаций в Сеуле, популярным местом проведения ток-шоу, лекций, концертов, лидером TripAdvisor. По оценке Shinsegae Group именно библиотека помогла вернуть посетителей в СОЕХ Mall, и в доковидные времена поток держался на уровне 1,7-2 млн посетителей в месяц. А еще в этом ТРЦ, кроме сотен магазинов, есть кинотеатр, два фуд-холла, игровая зона, которая используется для съемок компьютерных игровых турниров, аквариум, площадки для сезонных мероприятий вне и внутри ТРЦ. Частями комплекса СОЕХ являются также выставочный и конференц-залы, которые активно внедряют цифровые инструменты, позволяющие эффективно работать даже в условиях пандемии. |