История Одесского Железнодорожного Вокзала

Одесский железнодорожный вокзал — не только ключевой узел транспортной инфраструктуры города, но и выдающаяся архитектурная достопримечательность с богатой историей. От первых шагов строительства до современного состояния вокзала, его развитие отражает эволюцию Одессы и её транспортных систем.

Первые Шаги: Начало Строительства

Всё началось 15 января 1863 года, когда было принято решение о строительстве железной дороги Одесса-Балта, соединяющей портовый город с центральными районами Украины. Для обслуживания этой важной транспортной артерии была построена первая железнодорожная станция в Одессе — Одесса-Товарная. Пассажирские поезда прибывали на эту станцию, а для удобства горожан был организован специальный "трансфер" до небольшого павильона на Куликовом поле и порта.

Переходный Период и Строительство Нового Вокзала

С увеличением объёмов пассажиропотока и потребностей города возникла необходимость в строительстве нового вокзала. С разрешения императора Александра II началось строительство нового железнодорожного комплекса на старой границе Порто-Франко, где сегодня располагается современный вокзал. Проект нового здания был разработан архитектором В. А. Шретером, а строительные работы курировал знаменитый одесский архитектор А. И. Бернардацци.
Новый вокзал был построен в 1879-1883 годах в стиле неоренессанса и представлял собой здание в форме буквы «П». Он имел два основных входа: главный вход для пассажиров первого и второго класса находился со стороны Привокзальной площади, а боковой вход — для третьего класса — со стороны Сенной площади. Вокзал был оборудован удобствами для пассажиров, включая навесы от дождя и солнца, а также небольшой парк с фонтаном перед зданием.
Война и Восстановление

К сожалению, старое здание вокзала не пережило Великую Отечественную войну. В 1944 году здание было разрушено, и на его месте было решено построить новый вокзал. Работы по возведению нового здания начались в 1950 году и завершились в рекордно короткие сроки — в июле 1952 года. Проект нового вокзала был разработан архитектором Л. М. Чуприным, а строительство велось с участием всего города.


Для возведения нового здания были использованы материалы из разных регионов СССР, включая мрамор из Кавказа и Средней Азии. В строительстве принимали участие не только профессиональные строители, но и тысячи одесситов, которые помогали в рамках воскресников и внерабочего времени.

Современное Состояние
Новый вокзал был торжественно открыт как «монумент городу-герою». С тех пор здание неоднократно модернизировалось и расширялось. В 1963-1973 годах на вокзале была внедрена электрическая централизация стрелок и сигналов, автоматизированная система распределения мест и информационно-справочная система.

Сегодня Одесский железнодорожный вокзал остаётся одним из самых красивых и функциональных вокзалов Украины. На территории вокзала доступны комнаты отдыха, камеры хранения, залы повышенного комфорта и удобная транспортная развязка. Он продолжает служить важным узлом для миллионов пассажиров, прибывающих в Одессу, и остается одной из главных архитектурных жемчужин города.
Оставить заявку на покупку недвижимости
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями о персональных данных