История градостроительства Одессы
Предыстория Одесского художественного музея

Из книги "История градостротельства Одессы и функции Одесского строительного комитета"
Автор: Олег Губарь
Издательство: "ТЕС"
Предыстория Одесского художественного музея и прилегающих кварталов
История Одесского художественного музея тесно связана с развитием и застройкой Греческого форштата (третьей части города). Согласно генеральному плану Одессы 1803 года, высокое плато, где сейчас расположен музей, не предназначалось для застройки. Территория в частные руки передавалась только внизу, в прибрежной зоне и на прилегающих склонах.

В первые годы Одесса испытывала острую нехватку строительного леса, который доставлялся издалека – по Днепру до Херсона, а затем вдоль черноморского побережья. Основным местом его складирования была Пересып, начинавшаяся не от современного моста, а от пляжа под территорией нынешнего музея. Неподалёку располагался Купальный берег, где позднее появились частные купальни.
Участок Мартина Католикова

Первым владельцем участка, где ныне расположен музей, стал Мартин Васильевич Католиков — купец второй гильдии, домовладелец, лесоторговец и влиятельный представитель старообрядческой общины. В 1805 году он получил в пользование участок у моря для складирования леса, а в 1810 году приобрёл территорию "на горе", вдоль будущей улицы Софиевской. Здесь Католиков построил капитальные сооружения, а всю приморскую зону засадил фруктовыми деревьями.


Архивные документы свидетельствуют, что Католиков активно поставлял строительный лес для нужд Одесской крепости и оборонительных казарм. Кроме того, он участвовал в застройке Нового базара, где построил торговые лавки и расширил свою предпринимательскую деятельность. Его имущество включало значительные земельные участки, которые он развивал, закладывая основы городской инфраструктуры.


В 1812 году Католиков вступил в конфликт с другим лесоторговцем, Иваном Унтуровым, из-за прав на часть территорий Лесной пристани. Этот спор, несмотря на свою остроту, не помешал Католикову развивать свои владения. К 1820 году его участок стал важным элементом городской застройки, а сам Католиков укрепил своё положение в Одесском купечестве.

художественный музей
Продажа земли графине Ольге Потоцкой
В 1823 году Католиков получил официальное свидетельство от Строительного комитета Одессы, подтверждающее отсутствие претензий на его недвижимость. После этого он продал свои владения графине Ольге Станиславовне Потоцкой (в замужестве Нарышкиной). Предполагается, что сделка была заключена до 1824 года, поскольку с этой даты Католиков перестал платить налоги за участок. Графиня приобрела эту территорию с целью строительства дворца, который был завершён в 1828 году. Несмотря на частые упоминания здания как «дворца Потоцких», оно принадлежало именно графине Нарышкиной, а не её матери Софии Потоцкой.

Первые годы своей жизни в Одессе Ольга Потоцкая провела в особняке на Софиевской улице, построенном её матерью в 1808 году. Этот дом, окружённый садом, стал центром светской жизни. Известно, что графиня вела активный образ жизни, посещала городской театр, принимала гостей и вела переписку с влиятельными людьми того времени.
Формирование музейного комплекса и развитие района
В середине 1820-х годов район вокруг будущего дворца графини Нарышкиной начал активно развиваться. Улица Софиевская была продлена до Пересыпи, что повысило привлекательность прилегающих участков. Важную роль в этом сыграл соседний сад и виноградник греческого землевладельца Эммануила Попова, который ограничивался современными улицами Ольгиевской и Пастера. Эти изменения привели к формированию района, который можно назвать «тихим центром» Одессы.

Сравнение исторических генеральных планов с современным состоянием территории показывает, что в состав музейного комплекса входят два здания, построенные ещё Мартином Католиковым до 1811 года. Эти строения расположены вдоль красной линии улицы Софиевской и отличаются несимметричной архитектурой, что указывает на их архаичное происхождение. Они были сохранены и интегрированы в структуру современного музея.
Два фрагмента рукописного плана, составленного Минчиаки летом 1822 г., на котором схематично обозначены: дом Софии Потоцкой со сторожкой, два дома Католикова, спуск к Лесной гавани напротив нынешней Ольгиевской улицы, сад Попова с домиком и сторожкой со стороны нынешней ул. Пастера.
одесса музей
Фрагмент плана города, составленного архитектором Джорджо Торичелли в 1828 г., на котором схематично обозначен дворцовый комплекс и прилегающие кварталы.
Наследие семьи Католиковых

Семья Католиковых оставила значительный след в истории Одессы. Сыновья Мартина, Герман и Демьян, учились в Одесской коммерческой гимназии, где их охарактеризовали как «понятливых и прилежных» учеников. Позже они занялись мукомольным делом, построив мельницы на новых участках. Их деятельность продолжила традиции семьи, а фамилия сохранилась в названии улицы на Дальних Мельницах.


Таким образом, территория, где сегодня находится Одесский художественный музей, прошла долгий путь от архаичных построек Мартина Католикова до дворца графини Нарышкиной и, наконец, до статуса важного культурного центра. Этот участок стал свидетелем исторических изменений, связанных с развитием Одессы и формированием её уникальной городской среды.

история градостроительства одессы
Снимок не сохранившейся Алексеевской церкви на площади вблизи ж. д. станции Одесса-Товарная.
Современные изменения и культурное окружение

Сегодня район вокруг Одесского художественного музея сочетает историческое наследие и современные урбанистические проекты. В непосредственной близости от музея находится iTown — инновационный район, который стал центром современных технологий и стартапов. Это пространство объединяет офисы, креативные площадки и инфраструктуру для работы и отдыха, представляя собой яркий пример синергии прошлого и будущего.


iTown добавляет району новую динамику, превращая его в уникальное место, где культурное наследие сочетается с развитием современных технологий. Наличие такого инновационного центра вблизи музея не только привлекает новую аудиторию, но и формирует интересный контраст между архитектурным наследием Одессы и её технологическим будущим.


Район вокруг Одесского художественного музея и iTown стал одной из самых динамичных и разнообразных зон Одессы. Здесь соединяются прошлое и будущее, культура и технологии, традиции и инновации. Такое сочетание позволяет сохранить уникальный дух города и одновременно открывает перспективы для его дальнейшего развития.


Такое сочетание привлекает в район разные аудитории: любителей искусства, исследователей истории, предпринимателей и молодых специалистов. Это место становится площадкой для диалога между традициями и современностью, вдохновляя на развитие новых проектов и идей.


Соседство Одесского художественного музея и iTown создаёт уникальную атмосферу, где культурное наследие и современные технологии дополняют друг друга. Музей остаётся символом прошлого города, отражая его богатую историю и искусство. В то же время iTown символизирует будущее, привнося инновации и новые формы взаимодействия в городскую среду.

itown
iTown на Софиевской.
«iTown»
iTown Одесса — где традиции встречаются с технологиями!