Андрей Вавриш – в прошлом чиновник КГГА, а сейчас основатель и руководитель SAGA Development. Компания и ее владелец периодически оказываются в эпицентре скандалов и становятся героями журналистских расследований. Тем не менее девелопер продолжает активную строительную деятельность в Киеве, имеет в своем портфеле более 20 объектов. Некоторые из них вызывают восторг, а другие – осуждение и противостояние.
LIGA.net узнала у Вавриша, как изменилась компания после полномасштабного вторжения? С какими проблемами столкнулась? Есть ли деньги на продолжение строительства и что происходит с резонансными объектами?
Часть разговора мы посвятили основным вызовам столицы и взглядам девелоперского бизнеса на градостроительство и охрану достопримечательностей.
– Андрей, как повлияла война на деятельность SAGA Development?– За несколько дней до полномасштабного вторжения мы завершили сделку на $6 млн, приобретя новый объектОпределенные замечания были у всех. Но все работали над развитием собственного будущего и были настроены на рост. В начале вторжения я вывез семью на запад, компания релоцировала сотрудников. А с оставшимися мы занимались фортификацией столицы. Мы вообще не работали до конца мая. В июне были возобновлены первые строительные площадки. Мы возобновили работу офиса, начали связываться с клиентами. Мы понимали, что государство серьезно настроено экономически развиваться и поэтому мы должны возобновлять свою деятельность.
В декабре 2022 года объем рынка составлял около 10% по сравнению с 2021 годом. Важно, что до войны рынок первичной застройки диктовал цены на вторичном рынке. После вторжения все изменилось. Вторичный рынок показывает, какой уровень цен должен быть. Когда мы увидели, что цены не падают, они держатся, это свидетельствовало о том, что общество верит в восстановление страны.На начало весны 2023 года спрос вырос до 30% в гривневом эквиваленте по сравнению с довоенным периодом. И дальше ситуация замерла, потому что развитие событий на фронте не соответствовало ожиданиям, а это влияет на инвесторов.
– Каков финансовый статус компании сейчас?–
Сейчас на рынке недвижимости Киева каждый месяц заключается примерно 1000–1100 сделок. До войны, например, в сентябре 2021 года, было 3700 соглашений. У SAGA есть дебиторская задолженность (задолженность клиентов перед компанией по договорам в рассрочку), но нет ни одной гривны кредита. Именно этим – своей здоровой экономикой – мы отличаемся от многих девелоперов. Мы финансируем строительство благодаря собственным средствам, инвесторам и доходам от реализации продукции. Недавно мы ввели в эксплуатацию первые два дома в комплексе O2 Residence и еще несколько объектов планируем ввести до конца года. В следующем году – еще больше. Поэтому у нас есть портфель проектов, которым сейчас следует уделить внимание. Приступать к совершенно новым мы можем только по отдельным соображениям. К примеру, есть маленький проект клубного дома, который не требует больших инвестиций.
На задержку сдачи в эксплуатацию прежде всего повлияла, конечно, война. У нас к началу войны было около 2 млрд гривен дебиторской задолженности. За эти средства должны достраивать объекты, но из-за рассрочки оплат определенным образом происходит рассрочка завершения проектов. У нас была возможность выбрать или упрощать объект, или оттягивать время. Мы выбрали придерживаться высокого качества объектов, даже если это потребует определенной задержки в строительстве.
– Что вы можете сказать о своей работе в КГГА?(Андрей Вавриш в 2010-2015 годах занимал должность заместителя директора департамента градостроительства и архитектуры КГГА.)–
Сегодня есть много специалистов, урбанистов, которые разбираются в Генеральном плане Киева. Но 10 лет назад Генплан даже не был в публичном доступе. В 2013 году я опубликовал его, а Киев стал первым городом, градостроительная документация которого была опубликована в интернете. Мы положили начало этой эре открытости в градостроительной документации: Генеральный план, детальные планы территорий начали публиковаться. Так же не было админуслуг, как сейчас работает Дия и ГИАГ. Мы первыми ввели электронный документооборот, Киев первым стал оказывать административные услуги в электронном виде. Это касалось получения документов на временные постройки. Я полностью разработал все правила, которые были тогда экспериментальными для столицы. А сейчас это уже общегосударственная практика. Со мной боролись все. "Киосковые мафиози" вместе с определенными правоохранителями бегали и боролись за право расставлять киоски там, где они хотели. Могу ли я сказать, что доволен своей работой? Нет, я не доволен, потому что это 10% от того, что планировалось. Все остальное отложили, забыли или сказали, что это никому не нужно.
Идея пешеходно-велосипедного моста через Владимирский спуск, который сейчас называют "мост Кличко", появилась во время моего руководства. Конкурс проводился под моим руководством, я занимался поиском спонсоров и инвесторов. К сожалению, потом выбрали не проект, который победил, а отдали реализацию киевским архитекторам средней руки.
– Что, по мнению девелопера, не так с Генпланом Киева?–
Это документация, влияющая на развитие города. Прежде всего Генеральный план и другая градостроительная документация – ответ на потенциал города. Это не повод ограничить всех и сказать, что никто нигде ничего не делает. Это способ вместе с бизнесом, общиной и муниципалитетом договориться и сделать город лучше.
В 2002 году, когда принимали Генплан, было большая тяга к советской школе градостроительства. Потому фактически использовался советский подход "все на вырост", который не решал имеющиеся проблемы.
Когда в Украине было 52 млн населения, планировали города на будущие 60 млн. А сейчас здесь живет 34 млн. Так что у нас есть сверхдорогая и сверхсложная инфраструктура, а например, в Киеве люди как не могли с Троещины доехать ничем, кроме троллейбуса, так и не могут. Проблемы нужно решать здесь и сейчас, используя имеющиеся средства и выбирая стратегию оптимального решения задач города. Подходы Генплана должны обновляться, исходя из имеющихся ресурсов и решений. В то же время, основные документы, регулирующие застройку города – зонинг или детальный план территорий. У нас нет этих документов. А когда пробуем их разработать, все думают, что это в чьих-то интересах. У нас нет практики поиска консенсуса, зато есть серьезная атмосфера кенселинга.
– Вы как представитель строительного бизнеса, какие проблемы видите в охране культурного наследия?– Министерство культуры должным образом не выполняет свою работу. Это единственное министерство, считающее, что административные услуги не для них. Все необходимые памятникоохранные документы можно было бы разработать за год работы, учитывая имеющееся количество проектных институтов. Нужно сформировать документ, определяющий, что является памяткой, а что нет, и по какому принципу их различать. Затем разработать паспорта на эти объекты, опубликовать открытый реестр. И не будет этих проблем. А сейчас единственный способ борьбы за то, чтобы что-то строить, – наглость и смелость. Но так нельзя. Я за законодательство, которое изымает у владельцев памятники, если те их не содержат в надлежащем состоянии. Я бы их тоже изымал. Памятник архитектуры – это объект наследия поколений. Его нужно развивать и содержать. Венецианская конвенция о сохранении памятников говорит о том, что лучшим способом сохранения является продление эксплуатации. Все страны владельцам такой недвижимости создают дополнительные субсидии для того, чтобы они продолжали содержать ее в должном состоянии. При этом у нас противоположная ситуация. Наша система ориентирована не на сохранение, а на соблюдение процедуры.
– Приведите примеры.– Рядом с нашим строящимся объектом на Подоле есть дом, жители которого попросили покрасить подъезд. Строители начали отмывать краску и обнаружили там трафареты начала 20-х годов прошлого столетия.
Владельцы квартир решили, что дом следует признать памятником архитектуры. Мы согласились профинансировать реставрацию. Но когда они исследовали юридическую процедуру, выяснили, что на оформление документов уйдет два года, и отказались от этой идеи. Способ работы с достопримечательностями у нас очень сложен. Мы говорим, что должны только хранить, но на самом деле каждый владелец такой недвижимости ищет способ этого избежать, и я сейчас не о себе говорю. У меня есть объект, где когда-то был памятник истории. Историческая ценность определялась тем, что в доме когда-то жила мать Ленина. Сам дом снесли задолго до того, как мы зашли на этот участок, уже был принят закон о декоммунизации, однако дом все еще числился в реестре как памятник. На основе этого Минкульт выдает предписание об остановке работ, и они отказываются убрать из реестра дом. Мы этого добились только через суд. Это демонстрирует, что одна из ключевых проблем – злоупотребление понятием сохранения культурного наследия.
– Что вы планируете делать с застройкой дома Осипа Родина, который был признан объектом культурного наследия?(Каменная усадьба 1882 года расположена на улице Олеся Гончара, 71. Постройка двухэтажная по авторскому проекту архитектора Владимира Николаева. В 2020 году дом был занесен в список объектов культурного наследия. Застройщик ООО "Арикс", возводящий по соседству ЖК Franklin Concept House, через суд отменил это решение.)– Когда мы покупали это здание, мы проверяли все реестры. У них не было объекта по адресу Олеся Гончара, 71. Графически этот реестр отсутствует, на карте его нет. Впоследствии оказалось, что в реестре памятник находился под другим номером. Здание было леплено-облепленным, внутри пенопласт, советские пеноблоки, все забетонировано. Мы начали работу на этом объекте. Затем появляется определенное лицо, которое показывает документ о том, что это памятник, показывает фотографии, не совпадающие с тем, что есть. Оказалось, что одна из стен имеет не 90 градусов, а условно 82. И я начинаю понимать, что это действительно здание. К нему пристроили еще один этаж и сделали кучу других вмешательств. Ладно, мы изменили проект, переработали и собираемся его сохранить. Вопрос о том, памятник это или нет, пусть решается в судах. Мы не будем его сносить. Его довели до ужасного состояния. Мы собираемся почистить его от того, чем его красили и штукатурили, и вернуть первозданный вид, восстановить аутентичный фасад, подсветить. В отреставрированном здании будет офис.