ОПЕРАЦИЯ "АДАПТАЦИЯ"
Принципы реновации общественно значимых зданий
Примеры удачных и таких разных проектов адаптивной архитектуры
сегодня вызывают едва ли не больший интерес, чем строительство новых икон с нуля. Каждый раз весь процесс - с момента оглашения планов по редевелопменту и до его физического завершения - сопровождается бурной дискуссией.
Это болевая точка современной урбанистики: интересы хранителей истории и амбиции девелоперов сталкиваются, вызывая споры и скандалы, а затем прорастают друг в друга, рождая взаимовыгодный компромисс. Сохранить и использовать аутентичность старого, создав новое качество и мультиплицировав выгоды, - сложная, но, как подсказывает нам мировой опыт, осуществимая задача.

Когда-то, говоря о работе с ранее построенным зданием, мы использовали два понятия: ремонт и реставрация. Сегодня, в зависимости от степени вмешательства, процесс может называться реновацией, регенерацией, реконструкцией, редевелопментом, рестайлингом. Чтобы избежать путаницы, в Европе (в архитектурных вузах и на международных архитектурных конкурсах) часто используют термин refurbishment, что ближе к старому доброму понятию «ремонт». Цель приложения усилий остается одна - активировать пространство или здание, придав ему новые качества с помощью новых технологий и подходов.

Design
ИНОГДА
ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОЙ
ТРАНСФОРМАЦИИ
ОБЪЕКТА ДОСТАТОЧНО
УСИЛИЙ ОПЫТНЫХ
ДИЗАЙНЕРОВ
ИНКУБАТОРЫ
ИДЕЙ И НОВОГО
ОПЫТА
Kanaal Акселя Вервордта в пригороде Антверпена вот уже второй десяток лет остается примером успешного редевелопмента. Из серии промышленных складских зданий, среди которых были элеватор и пивоварня, дизайнер вместе с командой опытных архитекторов и планировщиков сформировал квартал, где выставочные пространства и художественные мастерские перемежаются с элитными апартаментами. Kanaal нельзя назвать арт-резиденцией в чистом виде, поскольку жителями квартала являются не только деятели культуры.
Визионер Вервордт сумел распознать запрос: люди с удовольствием будут обживать архитектуру с историей, если условия отвечают их представлениям о современном комфорте.
Иногда для качественной транс-формации объекта достаточно усилий опытных дизайнеров. К примеру, новая инкарнация культового Bradbury Building в центре Лос-Анджелеса потребовала лишь инициативы и финансовых вливаний со стороны заказчика корпорации NeueHouse и таланта сотрудников бюро DesignAgency, которое специализируется на инновационном дизайне для крупных отелей, бан-ков, офисов. Теперь атриум Bradbury Building с кружевными чугунными лестницами, засветившийся в десятках фильмов, в том числе и в «Бегущем по лезвию» Ридли Скотта, вновь наполнен бурной жизнью - здесь открылись новые офисы, коворкинги и частный клуб с апартаментами.

В НЬЮ-ЙОРКСКОМ

АЭРОПОРТУ ИМ. КЕННЕДИ ОТКРЫЛИ МОРАЛЬНО

УСТАРЕВШИЙ, НО ИКОНИЧЕСКИЙ

TWA FLIGHT CENTER

Терминал авиакомпании TWA (Trans World Airlines) в аэропорту им. Джона Кеннеди в Нью-Йорке, 1962 г.
Фото: АР
Чем ярче характер оригинала, тем интереснее следить за поисками и воплощением идей его повторного использования. Даже если в сухом остатке - коммерческая функция и рай для любителей инстаселфи на фоне яркой архитектуры. Послед-нее, как бы смешно это ни звучало, - один из веских на сегодня аргументов в пользу сохранения индивидуальности объекта. Так, в прошлом году в Нью-йоркском аэропорту им. Кеннеди открыли после реконструкции морально устаревший, но иконический
TWA Flight Center. В середине прошлого века Ээро Сааринен спроектировал терминал в виде «бетонной чайки» для ведущей на тот момент авиакомпании Trans World Airways.
Теперь шедевр Сааринена - это отель для транзитных пассажиров, стюардесс и пилотов, в котором царит атмосфера «золотого века авиации».
Кстати, коммерческая составляющая проекта под большим вопросом,
TWA Hotel.
Фото: MCR Development
поскольку JFK не так уж остро нуждался в еще одной гостинице, тем более что пандемия коронавируса нанесла сокрушительный удар по авиационной отрасли. Но здесь хочется просто поблагодарить инвесторов, сказав:
«Спасибо, что живой!»
Филантропия на сотни миллионов - редкое явление. Поскольку стоимость реновации ненамного ниже, а то и выше, чем строительство с нуля, инвесторы стараются максимизировать отдачу от возрождения архитектурных объектов. Мультиплицировать выгоды проще, если новый объект станет собранием функций.
А если проект одновременно решает ряд инфраструктурных общегородских проблем, это упростит взаимодействие с чиновниками, повысит рейтинг заказчика и застройщика как социально ответственных стейкхолдеров, привлечет общественный интерес к проекту.
Для миллениалов и зумеров это важно!
Проект Expo Pavilion 2.0 от MVRDV.
Источник изображения: MVRDV
К примеру, MVRDV недавно сообщили о планах по редевелопменту иконического павильона Нидерландов, спроектированного студией для международной выставки ЕХРО 2000 в немецком Ганновере. Инновационное здание, ставшее пионером многослойного экодизайна, превратят в центр нового комплекса со студенческими квартирами и офисами. Акселератором реновации объекта стал Ганноверский университет им. Лейбница, а в муниципалитете Ганновера с энтузиазмом поддержали идею, поскольку знаковый выставочный объект, хоть и являлся бесспорным архитектурным достоянием, долгие годы пребывал в плачевном состоянии. Проект Expo Pavilion 2.0 является решением сразу нескольких проблем: удовлетворяет дефицит студенческого жилья и университетских офисов, сохраняет архитектурную икону и формирует идентичность нового городского района.
Вид на квартал Орхусгад со стороны набережной вдоль автострады.
Фото: Ирина Исаченко
В Нордхавне - новом районе
Копенгагена - старые зернохранилища преобразовали в офисы (Portland Towers) и элитный жилой дом (Silo) с рестораном на крыше и спортивным центром в подвале. Датские архитекторы СОВЕ не захотели оставаться заложниками ярко выраженного индустриального имиджа и превратили 62-метровый промышленный монстр в элегантную жилую башню, обернув его в оболочку из оцинкован-ной стали с выступающими фацетами балконов. Внутреннее пространство пустотелой коробки-зернохранилища было преобразовано в жилое. Все 38 многоуровневых квартир Silo, где высота потолков иногда достигает 7 м, были выкуплены еще на стадии строительства. Интерьеры Silo, конечно, сохранили отпечаток брутальной индустриальной эстетики, но уровень комфорта полностью соответствует требованиям XXI в.
ВОЛШЕБНЫЕ
КОРОБКИ
МОДЕРНИСТОВ
Design
ОБНОВЛЕННЫЙ
DREISCHEIBENHAUS
ТЕПЕРЬ СЧИТАЕТСЯ
САМЫМ ПРЕСТИЖНЫМ
ОФИСНЫМ ЦЕНТРОМ
ДЮССЕЛЬДОРФА
Когда речь идет об архитектурном объекте с ярко выраженной индивидуальностью, то разработчикам маркетинговой и коммерческой концепции проекта несложно следовать правилу «трех Т» Ричарда Флориды - привлекать платежеспособный креативный класс, используя технологии, талант и толерантность. Броская, акцентная архитектура, даже потрепанная временем, все равно эмоциональна.
Вычурные здания, которые современники называли китчем и проявлением дурного вкуса, через поколения вызывают у людей едва ли не священный трепет. Разве кто-то сейчас решится оспаривать архитектурную ценность киевского «Дома с химерами»?
Когда речь идет об архитектурном объекте с ярко выраженной индивидуальностью, то разработчикам маркетинговой и коммерческой концепции проекта несложно следовать правилу «трех Т» Ричарда Флориды - привлекать платежеспособный креативный класс, используя технологии, талант и толерантность. Броская, акцентная архитектура, даже потрепанная временем, все равно эмоциональна.
Вычурные здания, которые современники называли китчем и проявлением дурного вкуса, через поколения вызывают у людей едва ли не священный трепет. Разве кто-то сейчас решится оспаривать архитектурную ценность киевского «Дома с химерами»?
The Cosmopolitan, Брюссель.
Фото: Jeroen Verecht.
Источник изображения: Bogdan & Van Broeck
В 2015 г. награда МІРІМ в номинации Refurbishment досталась бюро НРР
Architects за модернизацию первого небоскреба Германии - 95-метрового офисного здания Dreischeibenhaus
в центре Дюссельдорфа. В середине
XX в. архитекторы Гельмут Хентрих и Хуберт Петшниг, основатели студии НРР, спроектировали башню из трех разновысоких плоских прямоугольных томов, прилегающих друг к другу.
Здание с каркасом из стали, алюминия и стекла подчеркнуто простой формы несколько десятилетий было штаб-квартирой стального гиганта
ThyssenKrupp. Для жителей города эта высотка стала олицетворением немецкого экономического чуда, символом неолиберализма, архитектурной доминантой и главным визуальным ориентиром. В 2011 г. HPP Architects вернулась к модернизации своего исторического проекта. Обновленный Dreischeibenhaus теперь соответствует золотому стандарту энергоэффективности LEED и считается самым престижным офисным центром Дюссельдорфа.
Бельгийская столица, пережившая период беспощадного уничтожения исторических зданий, так называемой брюсселизации, сегодня трепетно относится к уцелевшим. В том числе и к образцам часто презираемой архитектуры интернационального стиля, построенным как раз на месте снесенных буржуазных особняков и доходных домов. Но было бы абсурдно мстить зданиям! Высотная офисная башня постройки 60-х гг. в центре Брюсселя, неподалеку от Королевского фламандского театра, была преобразована архитекторами Bogdan & Van Broeck во многофункциональный центр с жильем The Cosmopolitan.
Кстати, именно Bogdan & Van Broeck Architects занимались проектированием сразу нескольких зданий для проекта Kanaal Акселя Вервордта.
Концепция проекта The Cosmopolitan основывалась на убеждении, что появление нового элитного жилья в историческом районе не только «повышает городскую плотность, но и усиливает потенциал места». Этот проект, завершенный в 2019 г., тоже был номинирован на премию МІРІМ 2020.
НИИ «КИЕВПРОЕКТ»:
ЧТО НЕ ТАК?
ЗДАНИЕ НИИ «КИЕВПРОЕКТ»
ПЛАНИРУЮТ ПРЕВРАТИТЬ
В СОВРЕМЕННЫЙ
КОМПЛЕКС MIXED-USE
«Офисная башня в центре го-рода, неподалеку от театра» - такая характеристика бельгийского
The Cosmopolitan вызывает прямые ассоциации с одним из самых значимых архитектурных объектов украинской столицы. Точнее, с культовым зданием
НИИ «Киевпроект».
Этот образец интернационального стиля, построенный по проекту украинских архитекторов Вадима Огуря и Валентины Козловой в 1972-1981 гг., находится на пороге масштабной реновации. Об этом собственники здания, компания ПАО
«Киевпроект», сообщили в сентябре 2019 г., пригласив журналистов и архитекторов к участию в общественной дискуссии «Будущее здания Киев-проекта». Партнерами собственника в реализации проекта KYÏVPROEKT
City Space стали Perfect Group и SAGA
Development.
В 2019-м команда «Агенти змін»
провела исследования территории в пятиминутной пешей доступности вокруг здания НИИ «Киевпроект» и выявила дисбаланс в соотношении жилья, офисов, сервисов и мест для активности, который сдерживает эффективное использование этой части городского центра. К примеру, деловая функция в районе в разы превышает жилую: здесь работает в офисах 62 тыс. сотрудников, а проживает всего 12 тыс. человек.
змін») практически отсутствует пуб-
личная инфраструктура - нет детских и спортивных площадок, недостаточно ресторанов, в которых могли бы задержаться посетители театров после завершения спектаклей, нет мест мо-лодежной тусовки. Территории вокруг административных и образовательных учреждений - это вообще типичные серые пятна, зоны отчуждения, где жизнь замирает с окончанием рабочего и учебного дня.
Удивительно, но несмотря на центральную локацию, площадь в атриуме НИИ «Киевпроект» нельзя назвать оживленной или активной. Как и само здание, большая часть помещений которого сдается мелким арендаторам, а часть пустует.
«Мертвые здания - это плохо.
Проектный институт таких размеров
сегодня не востребован. Один человек с компьютером заменяет этаж с кульма-нами. Поэтому вполне логично, что необходимо переосмыслить назначение этого объекта», - считает киевский урбанист, инженер Дмитрий Макагон.
Впрочем, идея реновации столь важного и значимого в истории Киева здания вызвала неоднозначную ре-акцию. Часть киевских архитекторов и активистов уверены, что городская инфраструктура и так перегружена, и, возможно, не так уж и плохо, если башня НИИ «Киевпроект» и его фрон-тальный корпус средней этажности, выходящий на Богдана Хмельницкого, продолжат тихо ветшать.
По мнению Дмитрия Макагона, такая ригидность общественного мне-ния закономерна: «Действительно, у нас в обществе сложилось априори негативное отношение к любым изменениям касательно существую-щей застройки. Вероятно, потому что слишком много исторических зданий было разрушено, и теперь любое вмешательство воспринимается негативно. Хотя к модернистским зданиям это относится в меньшей мере. Их судьба беспокоит скорее кучку профессионалов. Я и сам являюсь поклонником модернизма.
Но, повторюсь, мертвым зданиям не место в городе. И у меня большое доверие к исполнителям концепции, думаю, у них должен получиться успешный проект».
Свяжитесь с нами!
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями о персональных данных
Контакты
Телефон: +1 123 456 78
Имейл: hello@firm.com
Укажите адрес вашей компании