Примеры удачных и таких разных проектов адаптивной архитектуры сегодня вызывают едва ли не больший интерес, чем строительство новых икон с нуля. Каждый раз весь процесс - с момента оглашения планов по редевелопменту и до его физического завершения - сопровождается бурной дискуссией. Это болевая точка современной урбанистики: интересы хранителей истории и амбиции девелоперов сталкиваются, вызывая споры и скандалы, а затем прорастают друг в друга, рождая взаимовыгодный компромисс. Сохранить и использовать аутентичность старого, создав новое качество и мультиплицировав выгоды, - сложная, но, как подсказывает нам мировой опыт, осуществимая задача. |
Когда-то, говоря о работе с ранее построенным зданием, мы использовали два понятия: ремонт и реставрация. Сегодня, в зависимости от степени вмешательства, процесс может называться реновацией, регенерацией, реконструкцией, редевелопментом, рестайлингом. Чтобы избежать путаницы, в Европе (в архитектурных вузах и на международных архитектурных конкурсах) часто используют термин refurbishment, что ближе к старому доброму понятию «ремонт». Цель приложения усилий остается одна - активировать пространство или здание, придав ему новые качества с помощью новых технологий и подходов.
ИНКУБАТОРЫ ИДЕЙ И НОВОГО ОПЫТА Kanaal Акселя Вервордта в пригороде Антверпена вот уже второй десяток лет остается примером успешного редевелопмента. Из серии промышленных складских зданий, среди которых были элеватор и пивоварня, дизайнер вместе с командой опытных архитекторов и планировщиков сформировал квартал, где выставочные пространства и художественные мастерские перемежаются с элитными апартаментами. Kanaal нельзя назвать арт-резиденцией в чистом виде, поскольку жителями квартала являются не только деятели культуры. Визионер Вервордт сумел распознать запрос: люди с удовольствием будут обживать архитектуру с историей, если условия отвечают их представлениям о современном комфорте. Иногда для качественной транс-формации объекта достаточно усилий опытных дизайнеров. К примеру, новая инкарнация культового Bradbury Building в центре Лос-Анджелеса потребовала лишь инициативы и финансовых вливаний со стороны заказчика корпорации NeueHouse и таланта сотрудников бюро DesignAgency, которое специализируется на инновационном дизайне для крупных отелей, бан-ков, офисов. Теперь атриум Bradbury Building с кружевными чугунными лестницами, засветившийся в десятках фильмов, в том числе и в «Бегущем по лезвию» Ридли Скотта, вновь наполнен бурной жизнью - здесь открылись новые офисы, коворкинги и частный клуб с апартаментами. |
В НЬЮ-ЙОРКСКОМ
АЭРОПОРТУ ИМ. КЕННЕДИ ОТКРЫЛИ МОРАЛЬНО
УСТАРЕВШИЙ, НО ИКОНИЧЕСКИЙ
TWA FLIGHT CENTER