Дворы старой Одессы

Сергей Гевелюк
Часть 1
Одесское дворянство

Немного найдется городов, о которых бы говорили и писали так часто, как об Одессе. За истекшие столетия многие исторические факты причудливо переплелись с вымыслами, в которые хотелось верить, и со временем эти вымыслы стали восприниматься как непреложные факты. Так складывался вдохновенный образ города-легенды, города с яркой родословной, в которой мелькают благородные имена выдающихся полководцев, государственных деятелей, уче-ных, врачей, строителей, людей искусства... И еще: отнюдь не виртуально сло-жился образ города с необыкновенной архитектурой, в которой смешаны разные стили и направления.
Если внешний облик города - это фасады изумительных по красоте зданий, то его душа - одесские дворы. Здесь, тесно соприкасаясь друг с другом, люди обретали силу, целеустремленность, благородство. Здесь, живя в добром сосед-стве, помогали и защищали, ободряли и сочувствовали. Здесь нередко находили нравственную опору те, кто нуждался в ней.
...Скрипучие деревянные лестницы, ведущие в галереи, которые давно пре-вратились в кухни. Полисадники, увитые диким виноградом, где в колясках лежат будущие Багрицкие и Гамовы, Королевы и Филатовы, Ойстрахи и Гилельсы. Ленивые коты, бесцеремонно нежащиеся на каменных дорожках под лучами теплого солнца. Клумбы, поражающие сочными цветами чернобривцев, петуний и анютиных глазок. И, конечно, дворовой кран, у которого в теплые дни возилась ребятня, стирали белье, болтали и утоляли жажду по дороге на свой этаж. Увы, дворовые краны первыми оказались жертвами коммунальной раз-рухи... Эти картины еще можно увидеть в центральной части города, на Молдаванке, на Пересыпи. Но они стремительно уходят в область преданий.
Люди, выросшие в одесских дворах, вполне могут считать себя потомствен-ными дворянами - и не в переносном, а в полном смысле слова. Двор во многом воспитал их, нацелил, определил дорогу в жизнь.
Сегодня «классические» одесские дворы - «уходящая натура», которую стремятся сохранить в памяти поколений те немногие, кто знает ей цену. Один из таких творческих людей, - фотохудожник Сергей Гевелюк, на счету у которого не один цикл работ, посвященных красоте любимого города. Это подвижнический труд Мастера, который искренне переживает за будущее Одессы, города, в котором из-за равнодушия современных нуворишей и чиновников могут исчезнуть многие заповедные уголки.
Фото Гевелюка, как правило, привлекают не только оригинальностью взгля-да, мягким лиризмом и тонким вкусом, но и публицистической направленно-стью. Зачастую они - «знак беды». Город растет и развивается - и, несомненно, старое должно уступать место новому. Но подходить к этому надо взвешенно и ответственно. В нормальных семьях стариков не изгоняют, а окружают заботой и любовью. То же самое, по мысли С. Гевелюка, должно происходить и с архитектурными раритетами Одессы, нашими «семейными ценностями».
Фотохудожник акцентирует внимание не только на фасадах, но и на одесских дворах, на закоулках, в которых живет добрая память о прошлом. А сумеем ли мы сохранить свое «дворянство» - вопрос, на который предстоит ответить...
Роман Бродавко
В чем очарование одесских дворов - не вопрос для выросших в них поколений.
Маленькие вселенные, но с общими одесскими «законами мироздания»: всегда выручат, обхамят - как наградят, всему дадут правильную цену.
Одесский двор - это джаз безумно сложных импровизаций неустойчивых коалиций соседей, превращающих любой скандал в «музыку сфер» для всего дво-ра, бесплатно.
Ребенком я чувствовал, не осознавая, его защиту и покровительство, юношей - усваивал уроки на всю жизнь, сейчас - бережно храню его образ в памяти своей. Неповторимая уже дворовая культура Одессы.
Мелодия подворотни
Будто услышал нестройные гаммы таких же мучеников, каким был и я в детстве.
Испытываю не злорадство - грусть и сочувствие: ведь моя игра тоже была пыткой для него.
Лестница, нагулявшийся кот, нагулявшийся я с мокрыми валенками и варежками-ледышками. И запах печного дыма на морозе....
Нередко ворота даже небогатых домов были уникальны, а за ними - буйство зелени, разнообразной...
...но чаще всего - винограда. И в любом количестве, и в любом соседстве его не казалось много.
Южная небрежность объяснялась часто не ленью, а поощрялась порядочностью жильцов: никто ни у кого ничего не воровал.
И ворота не закрывались на кодовые замки при наличии старушек.
К счастью, при выборе цветовой гаммы здесь всегда плевать хотели на постмодерн.
Это самый известный проходной двор Одессы на три двора и четыре арки подъездов.
Колодец-цистерна с мраморным оголовьем - признак статуса.
Во многих дворах имеется свой «вечный автомобиль».
Когда его время приходит, на смену заступает «новая марка».
Огромная привилегия - выйти с утренней сигаретой на балкон, увитый виноградом.
Не знаю, что красивее - ...
...хорошо, что приводят в порядок, это радует.