Архитектурные стили
XIX — XX ст. часть 3

Архитектура — это не только крыша над головой, обычное укрытие для человека. Архитектура — это создание материально-организованной среды, захватывающей и одновременно успокаивающей. Среды, которая вдохновляет человека творить.

Брутализм

ГЛАВНОЕ
Достопримечательность современной архитектуры Бразилии, Музей искусств Сан-Паулу (ММСП) спроектировала архитектор Лина Бо Барди (1914-1992). Чтобы не загораживать живописные виды, она придумала простое и эффективное решение: подвесить здание музея из стекла и бетона на двух поперечных балках и создать большую пешеходную зону под ней.
Музей искусства Сан-Паулу, Лина Бо Барди, 1956 - 1968 гг.,
Сан-Паулу, Бразилия
Брутализм — художественное и архитектурное направление, основанное на социальном равенстве. Он возник частично благодаря
многоквартирному жилому комплексу
Марсельский блок Ле Корбюзье.
Вероятно, термин «брутализм» сначала применил шведский архитектор Ганс Асп-лунд (1921-1994), но французское выражение béton brut («сырой бетон» или «цементное покрытие без отделки»), с помощью како-
го Ле Корбюзье описывал бетон, который использовал в строительстве Марсельского
блока, также повлиявший на появление этого тер-
мина. Впоследствии это название позаимствовали Элисон Смитсон (1928-1993) и Питер Смитсон (1923-
2003), а до выпуска книги Рейнера Бенема
(1922–1988) «Новый брутализм» (1966 г.), термин уже был общепринятым.
Стиль приобрел наибольшее признание с 1950-х до середины 1970-х годов.
Хотя использование бетона не было новым в архитектуре, построение частично бетонных фасадов точно было нестандартным решением.
К брутализму бетон обычно «скрывали» под другими материалами. Открытое использование этого материала без декоративных элементов свидетельствовало о «честности»: ничего не скрыли и не замаскировали.
Массивные монолитные и строгие сооружения брутализма с часто повторяющимися модульными элементами - многоэтажных здания университетов и торговых центров - в основном создавали для правительственных или институциональных целей. Элисон и Питер Смитсон, а также Эрно Голдфингер
(1902-1987) были одними из первых при-
стилей, который в той или иной форме проявился во многих странах мира.

Интернациональный стиль

ГЛАВНОЕ
Идею всеобъемлющей архитектуры,
которой сможет насладиться каждый, отстаивал Чарлз Мур (1925–1993). В честь итальянских граждан города он спроектировал площадь Пяцца д'Италия в Новом Орлеане с яркими колоннадами,
арками и колокольней, где-то украшенной неоновыми цветами и металлическими элементами, расположенными в форме кривой вокруг экзоческого фонтана.
П'яцца д'Италия, Чарлз Мур, 1978г. Новый Орлеан, США.
Постмодернизм – это эклектическое сочетание подходов, появившееся в конце ХХ ст. в ответ на модернизм, который все чаще воспринимался как монотонный и консервативный. Постмодернизм не имел четко определенного стиля и являлся совокупностью разных течений.
Как и было со многими художественными движениями, постмодернизм стал полной противоположностью модернизма. В 1966 году архитектор Роберт Вентури (1925-2018) опубликовал свою книгу «Сложности и противоречия в архитектуре», в которой восхвалял оригинальность, креативность римской архитектуры маньеризма и барокко и поощрял большую неоднозначность и сложность. Вентури, теории которого внесли большой вклад в развитие постмодернизма, жаловался на сдержанность и монотонность многих модернистских построек из гладкой стали и стекла. Именно он

стал автором лозунга «Мало — это неинтересно», что противоречило известному лозунгу модернистов
«Мало – это много». Приблизительно в тот самое время в разных местах во всем мире архитекторы постмодернизма начали создавать смелые, дерзкие и изобретательные проекты, которые, по их мнению, были глотком свежего воздуха после многих лет сдержанной, чистолинейной архитектуры модернизма.
Постмодернисты также использовали современные материалы и методы для создания уникальных и удивительных зданий. Среди них — дом Ванны Вентури, спроектированный 1964 Робертом Вентури и Денизой Скотт-Браун (род. 1931), который,
пожалуй, стал первым примером постмодернизма в архитектуре; а также важнейшее постмодернистское здание в Лондоне – офисный центр No. 1 Poultry, который был завершен в 1997 году после смерти его архитектора Джеймса Стирлинга (1926-1992).
Минимализм
ГЛАВНОЕ
Кадзуйо Сейджима и Рюе
Нишидзава из архитектурной фир-
мы SANAA стали авторами
здания Школы менеджмента и дизайна, расположенного на территории объекта промышленного наследия в Эссене, Германия. На первый взгляд
может показаться, что сооружение школы — это всего лишь огромный куб, сделанный из бе-
тона. Но хотя снаружи здание может выглядеть простым, его внутренние помещения и потолки разной высоты поражают разнообразием.
Здания школы менеджмента и дизайна "Цольферайн-кубус", SANAA, 2005-2006 гг., Ессен, Германия.
Архитектура минимализма, сохранившая акцент на функционализме и ясности, развилась на основе неопластицизма,
Баутауза и международный стиль.
Во времена своего расцвета, пришедшиеся на конец 1960-70-х годов, минимализм желал достичь простоты не только в фор-
мах, но и во всех остальных элементах. На направление оказало большое влияние традиционная японская архитектура, которая избегает всего чрезмерного и лишнего. Так что архитектура минимализма подчеркивает простоту форм, пространства, материалов, элементов дизайна и характеризуется отсутствием орнамента и декора. После этакого «упрощения» всех компонентов все, что остается от всякого произведения архитектуры минимализма, — это его «сущность».
Архитекторы-минималисты, как и большинство других архитекторов, стремятся добиться гармонии между зданиями и окружающим ландшафтом. Для них это стало начальным пунктом, и этому они уделяли основное внимание. Такой подход прослеживается в работах Тадао Андо (род. 1941), сочетающего традиционные японские концепции со своим
личным выражением, а также геометрии и природу. Обычно его здания построены из бетона или дерева, а формы, предназначенные для максимизации пространства и света, намеренно строги и геометрические.
Другая японская архитекторка, Кадзуйо Сэй-Джима, работает как самостоятельно, так и вместе с Рюэ Нишидзавой для архитектурного бюро SANAA. В ее проектах часто встречаются тонкие секции и прозрачные элементы.
Хай-тек
ГЛАВНОЕ
На момент открытия здание банка HSBC, спроектированное Норманом Фостером в Гонконге, было самым дорогим сооружением в мире. Невероятно новейшее здание банка не имеет внутренней держательной конструкции. Один из основных источников света – естественный солнечный свет, который проникает в огромный десятиэтажный атриум сквозь центральную зеркальную крышу. Благодаря этому здание вместе со своими солнцезащитными наружными навесами потребляет гораздо меньше электроэнергии.
Здание банка HSBC, Foster and Partners, 1983-1986 гг., Гонконг.
Архитектура хай-тек, на черты которой повлияли инженерия, новые технологии и машинное оборудование, отличается тем, что конструкционные элементы зданий часто остаются видимыми.
Направление, которое иногда называют боуэлизмом, или структурным экспрессионизмом, возникло в начале 1970-х годов, когда некоторые архитекторы начали интегрировать новейшие индустриальные и технологические компоненты во внешние конструкции своих зданий, сочетая их с легкими гладкими материалами, особенно со сталью, алюминием и стеклом.
С одной стороны, хай-тек развился
из модернизма, с другой — стал реакцией на него, ведь стиль характеризуется
использованием труб, воздуховодов, эскалаторов, лифтов и других функциональных элементов, обычно скрытых внутренней структурой здания, в виде наружного декора.
Пожалуй, самый известный пример такого «открытого» сооружения – Центр Жоржа Помпиду в Париже.
(1971-1977), спроектирован Ренцо Пиано и Ричардом Роджерсом, которые вместе с Норманом Фостером были одними из первых
поклонников хай-тека.
Кроме экспрессивного, индустриального внешнего вида, архитектура хай-тек обычно отличается гибкими интерьерами и зачастую неожиданным использованием цвета. Чаще стиль показывает то, как технологии могут улучшить мир. Этого достигают, привлекая внимание к технических особенностей сооружений, а также их конструктивные элементы, включая консоли, ленточные окна, бетонные башни, изогнутые стены, открытые стальные конструкции, видимые вентиляционные трубы, модули (или отдельные блоки с инженерными коммуникациями здания) и подвижные перегородки.
Стойкая архитектура
ГЛАВНОЕ
Цель первого в Японии «экологически умного города» Фуджисава вблизи Токио – создание полностью устойчивого города в сейсмоактивной зоне.
Каждый дом оснащен экологически чистыми технологиями, в частности, солнечными панелями и топливным процессором, которые соединены между собой разумной энергосистемой. Даже дорожная сеть города, похожая на жилки листьев, направляет воздух вдоль каждой улицы, уменьшая потребности в кондиционировании воздуха.
"Экологически интеллектуальное место" Фуджисава, разные архитекторы, 2010-2014 гг., префектура Канагава, Фуджисава, Япония
Из-за использования только экологически чистых технологий и материалов устойчивая архитектура стремится минимизировать негативное влияние зданий на окружающую среду.
Устойчивая архитектура, которую также называют «зеленой архитектурой», возникла в конце 1960-х годов, когда люди начали осознавать масштабы ущерба, нанесенного нашей экосистеме. Чтобы решить эту проблему, некоторые архитекторы начали рассматривать несколько подходов, среди которых было продвижение идей устойчивой архитектуры, которая уменьшила бы влияние зданий на окружающую среду благодаря эффективности и умеренности в использовании материалов и потреблении энергии. Ключевая задача архитектуры - энергоэффективности на протяжении всего жизненного цикла здания -
можно достичь несколькими способами:
применением природных, экологически чистых материалов, подлежащих вторичной переработке; сохранением тепла из-за эффективной изоляции; использованием альтернативных или возобновляемых источников энергии; установкой пассивного солнечного отопления и вентиляции для уменьшение зависимости от ископаемых видов топлива и кондиционеров.
Хотя устойчивая архитектура уделяет больше внимания содержанию и функциям, чем форме, в строительстве часто применяют нестандартные материалы (например, бамбук, дерево, камень и углеродное волокно) и нестандартные процессы. Поэтому многие произведения устойчивой архитектуры — это высокоинновационные здания с необычным видом, например нидерландский павильон архитектурной фирмы
MVRDV на выставке Эхро 2000 в Ганновере.
Деконструктивизм
ГЛАВНОЕ
1988 Даниэль Либескинд (род. 1946) победил в архитектурном конкурсе на расширение Еврейского музея в Берлине. Его радикальные идеи передают ощущение «отсутствия», пустоты и невидимости, символизируя последствия
Холокоста для еврейского народа в Берлине и за его пределами. Войти в зигзагоподобное здание музея можно только через подземный коридор, ведь снаружи сооружение
Либескинд не имеет двери.
Еврейский музей, Даниель Либескинд, 1992-1999 гг., Берлин, Германия.
Архитектура деконструктивизма, которой характерны манипуляции со структурой, поверхностями и фигурами, фокусируется больше на свободе форм, чем на функциональных требованиях.
С конца 1970-х до начала ХХІ ст. в разных уголках мира начали появляться здания архитекторов-деконструктивистов, которые
бросали вызов представлениям о том, какой
должна быть архитектура. Иногда может казаться, что эти здания вот-вот распадутся на многие части, однако они надежно спланированы и возведены. Некоторые сооружения кажутся нелогичными и несогласованными, а другие передают гармонию и плавность. Возникает ощущение фрагментарности и непредсказуемости, а также отсутствия симметрии.
Источником вдохновения деконструктивизма стали конструктивизм, футуризм и местами

постмодернизм. На движение также повлияли идеи французского философа Жака Деррида
(1930-2004), утверждавший, что значение вещей, которые изменяются с течением времени, формируются через взаимосвязи. Например, твердое существует из-за мягкого: мы знаем, чем есть вещи, потому что знаем, чем они не являются.
Как следствие, архитектура деконструктивистов, которая часто идет вопреки ожиданиям, может удивить вас диагоналями и неожиданными формами. К типичным работам деконструктивизма относятся гладкий и блестящий Музей Соломона Гуген-Гайма (1992-1997) в Бильбае (см. с. 215), спроектированный Фрэнком Гэри (род. 1929) и «Танцующий дом» (1992-1996). Фрэнка Гэри и Владо Милунича (1941-2022), резко контрастирующих с исторической архитектурой столицы.
оставить заявку на покупку недвижимости
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями о персональных данных